Мониторинг и сбор статистики межведомственного взаимодействия в СМЭВ. Решения Хемуль IT

В материале приводится обзор Модуля мониторинга СМЭВ. Решение предоставляет пользователю набор виджетов и реестр сообщений с полной информацией о процессах обработки межведомственных запросов в электронном виде. Модуль является разработкой команды Хемуль IT и поставляется как в составе Универсального интерфейса Адаптера СМЭВ, так и в качестве самостоятельного серверного решения.

Мониторинг СМЭВ

Задача мониторинга и сбора статистики в СМЭВ

Каким должен быть следующий шаг технического специалиста, ответственного за работу СМЭВ, после подключения и тестирования видов сведений? Очевидно, необходимо обеспечить и поддерживать стабильность межведомственного взаимодействия. На этом пути может возникнуть несколько сложностей:

  • сбои в работе информационной системы;
  • окончание сроков действия цифровых подписей;
  • деградация производительности Адаптера СМЭВ в связи с ростом числа записей в БД;
  • потеря сообщений на стороне Потребителя и Поставщика;
  • отсутствие сведений у Поставщика;
  • истечение сроков ответа на запрос;
  • перебои в работе СМЭВ.

Указанные проблемы актуальны не только для Поставщиков популярных видов сведений и Потребителей, направляющих в СМЭВ большие объемы запросов (ЗАГС, УПРИД и др.), но и для рядовых пользователей. Часто возникают случаи, когда профильный пользователь (бизнес-заказчик) направляет запрос в СМЭВ и забывает о нем, рассчитывая, что «через 2-3 дня ответ точно придет». Ответ не приходит. В итоге пользователь теряет от нескольких часов до 5 дней (регламентное время ответа на запрос СМЭВ), переживает и заваливает запросами технических специалистов. По итогам разбора инцидента оказывается, что запрос не прошел проверку ФЛК на уровне СМЭВ / на СМЭВ в момент отправки проводились работы / у пользователя истек срок ЭП СП / Адаптер СМЭВ никак не разберет накопившуюся очередь (подчеркните нужное). Никто этого вовремя не заметил.

Для оперативного выявления и устранения подобных проблем командой Хемуль IT был разработан Модуль мониторинга межведомственного взаимодействия в СМЭВ (далее – Модуль мониторинга СМЭВ).

Функционал Модуля мониторинга СМЭВ

Модуль мониторинга СМЭВ предоставляет техническому специалисту, ответственному за работу со СМЭВ, простой и наглядный интерфейс для контроля хода межведомственного взаимодействия. В состав интерфейса входят интерактивная панель с виджетами, реестр запросов с богатым функционалом поиска и сортировки, инструмент администрирования пользователей и раздел системных настроек.

Интерактивная панель

Вкладка «Интерактивная панель» предоставляет пользователю оперативную информацию о ходе и истории межведомственного взаимодействия в форме виджетов. Информация на виджетах обновляется автоматически в зависимости от установленных пользователем настроек.

Интерактивная панель
Интерактивная панель

Виджет «Запросы» в реальном времени отображает полный лог событий, получаемых от Адаптера СМЭВ. Цветом на ленте прокрутки отмечаются критические события. Кроме того, у виджета есть режим показа только критических событий.

Виджет "Запросы"
Виджет «Запросы»

На виджете «Контрольная панель» цветом флажков отображается информация о работоспособности важнейших элементов системы – программных компонентов, ЭП. Если флажок желтый – велика вероятность возникновения проблемы, красный – возникла проблема в работе. Также на «Контрольной панели» представлено уведомление о наличии просроченных ответов. В дальнейшем данный функционал будет расширен интеллектуальной системой прогнозирования сроков ответа за СМЭВ-запрос.

Виджет "Контрольная панель"
Виджет «Контрольная панель»

Виджет «Скорость отправки и получения» в режиме близком к реальному времени отображает текущую скорость направления запросов в СМЭВ и получения ответов из СМЭВ. Показатель «скорости» рассчитывается как количество отправленных/принятых запросов за минуту. Фактически виджет позволяет оценить пиковую производительность Адаптера СМЭВ и выявить случае ее деградации.

Виджет «Скорость отправки и получения»
Виджет «Скорость отправки и получения»

Виджет «В обработке» дает информацию о статусе подготовки и отправки запросов на стороне ИС в разрезе отдельных видов сведений.

Виджет «В обработке»
Виджет «В обработке»

Виджет «Соотношение Запрос, Ответ, Ошибка» отображает количество и отношение направленных в СМЭВ запросов и полученных ответов в разрезе отдельных видов сведений.

Виджет «Соотношение Запрос, Ответ, Ошибка»
Виджет «Соотношение Запрос, Ответ, Ошибка»

Виджет «Количество запросов общее» в виде круговой диаграммы показывает соотношение числа запросов по отдельным видам сведений.

Виджет «Количество запросов общее»
Виджет «Количество запросов общее»

Виджет «Отправка запросов» отображает суточным накопленным итогом число запросов, направленных в СМЭВ, в разрезе отдельных видов сведений.

Виджет «Отправка запросов»
Виджет «Отправка запросов»

Виджет «Время обработки запросов» отображает среднее за выбранный период время с момента передачи СМЭВ-запроса в систему до момента получения ответа из СМЭВ. Время обработки указывается в минутах.

Виджет «Время обработки запросов»
Виджет «Время обработки запросов»

Виджет «Количество ответов без данных» содержит информацию о том, на какое количество запросов был получен ответ «данные отсутствуют» в разрезе отдельных видов сведений.

Виджет «Количество ответов без данных»
Виджет «Количество ответов без данных»

Виджет «Источник сообщений» отображает количество событий, поступивших от разных компонентов системы в разрезе видов сведений.

Виджет «Источник сообщений»
Виджет «Источник сообщений»

Практически для каждого виджета пользователь может выбрать период отображения данных, развернуть его на полный экран, выгрузить в формате pdf или jpg.

Кроме того, по клику на элемент виджета пользователь будет перенаправлен на вкладку «Реестр», в которой отсортированы и списком отображены заинтересовавшие пользователя запросы. Например, если на виджете «Количество ответов без данных» нажать на столбик «3-НДФЛ», пользователю списком отобразятся все запросы к виду сведений «Сведения о доходах физических лиц из налоговой декларации формы 3-НДФЛ», находящиеся в статусе «rejected».

Переход в реестр запросов СМЭВ
Переход в реестр запросов СМЭВ

Реестр запросов СМЭВ

В реестре запросов в табличной форме отображаются все запросы за выбранный период. Одна строка содержит информацию об одном запросе. Состав и очередность колонок могут быть настроены пользователем по своему вкусу.

Реестр запросов
Реестр запросов

Реестр может быть отсортирован по одной или нескольким колонкам. Поиск по реестру может быть проведен также как по отдельной колонке, так и по нескольким колонкам и условиям (многофакторный поиск). По итогам операции поиска отдельной строкой отображается статистика найденных записей.

Кроме того, пользователь одним кликом может провести экспорт данных реестра в csv. При экспорте сохранятся результаты всех проведенных пользователем операций по сортировке и поиску в реестре.

Администрирование модуля мониторинга

Функции администрирования Модуля мониторинга СМЭВ представлены блоками управления учетными записями, и правами доступа. Пользователь с правами администратора может создавать любое число групп и подгрупп и добавлять в них пользователей.

Управление пользователями и группами
Управление пользователями и группами

Каждой группе или пользователю могут быть присвоены права доступа (роли) к отдельным элементам Модуля мониторинга СМЭВ. Подгруппы и пользователи наследуют права, переданные вышестоящей группе.

Управление ролями
Управление ролями

Настройки модуля мониторинга

Логика работы и отображения отдельных элементов Модуля мониторинга СМЭВ могут быть настроены под потребности пользователя.

Настройки мониторинга СМЭВ
Настройки мониторинга СМЭВ

В блоке «Виджеты» настраивается отображение и очередность показа виджетов интерактивной панели.

В блоке «Виды сведений» настраивается отображение видов сведений.

Настройка «Источник данных» позволяет указать, откуда Модуль мониторинга СМЭВ будет брать информацию для отображения – из собственной БД или внешнего файла (актуально для разбора и анализа логов и исторических данных).

Настройка «Убрать дубли из реестра» позволяет скрыть на вкладке «Реестр запросов» дублирующийся записи, возникшие из-за переотправки запросов в статусе «rejected».

Настройка «Автообновление» позволяет включить автообновление виджетов интерактивной панели и задать частоту обновления.

Настройки «Период по умолчанию» и «Выбрать период» задают временной интервал, за который отображаются данные на вкладках «Интерактивная панель» и «Реестр запросов».

В блоке «Контрольная панель» производится настройка условий срабатывания уведомлений в виджете «Контрольная панель».

Архитектура решения

Модуль мониторинга СМЭВ является надстройкой над бесплатным Адаптером СМЭВ Минкомсвязи России. Для работы решение использует ряд недокументированных функций базы данных H2 Адаптера.

Архитектура Модуля мониторинга СМЭВ
Архитектура Модуля мониторинга СМЭВ

Модуль мониторинга СМЭВ поставляется в виде серверного решения с web-интерфейсом. Число пользователей не ограничено. Интерфейс поддерживает работу разных типов устройств, от смартфонов до настенных экранов. Доступ к интерфейсу при соответствующей настройке сети может быть получен из любой точки мира.

Решение может интегрироваться в состав Универсального интерфейса. Универсальный интерфейс —  решение, разработанное командой Хемуль IT и позволяющее упростить и расширить возможности работы конечных пользователей с бесплатным Адаптером СМЭВ Минкомсвязи России.

Резюме

Модуль мониторинга СМЭВ может использоваться службой технической поддержки (IT-департаментом) организации для контроля работоспособности инфраструктуры СМЭВ и оперативного решения возникающих инцидентов. Решение призвано помочь специалистам для решения трех типовых сценариев:

  • оперативное выявление и устранение проблем, влияющих на скорость и стабильность межведомственного взаимодействия
  • подготовка статистики и формирование отчетов по работе со СМЭВ
  • расследование инцидентов, связанных с работой СМЭВ, как внутри организации, так и поступивших от других участников СМЭВ и Ситуационного центра электронного правительства.

Функционал мониторинга обработки СМЭВ-запросов обладает следующими преимуществами (по сравнению с использованием стандартных программных решений):

  • оператор службы технической поддержки видит только информацию о запросе, но не его содержание, таким образом, решается проблема защиты персональных данных, содержащихся в сообщениях, передаваемых посредством СМЭВ;
  • в модуле отображается расширенный список статусов обработки СМЭВ-запросов, в том числе информацию о том, что запрос был получен Поставщиком данных;
  • в модуле отображается информация по всем ключевым параметрам работы инфраструктуры СМЭВ;
  • осуществляется визуализация общей статистики взаимодействия через СМЭВ за заданный период времени.

 

По вопросам приобретения решения «Модуль мониторинга СМЭВ» свяжитесь с командой Хемуль IT любым удобным для Вас способом.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии