Универсальный интерфейс для бесплатного Адаптера СМЭВ. Решения Хемуль IT

В материале приводится обзор Универсального интерфейса (General Interafce, GI) – решения, разработанного командой Хемуль IT и позволяющего упростить и расширить возможности работы конечных пользователей с бесплатным Адаптером СМЭВ Минкомсвязи России. В состав универсального интерфейса входят собственный пользовательский интерфейс (UI) и программный интерфейс (API) для работы со СМЭВ.

smev GI

Преимущества и недостатки бесплатного Адаптера СМЭВ

В настоящий момент многие органы исполнительной власти, негосударственные пенсионные фонды, кредитные организации для обеспечения взаимодействия в Системе электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ) используют программный продукт «Адаптер СМЭВ», разработанный Минкомсвязи России. Адаптер СМЭВ позволяет реализовать полноценное межведомственное взаимодействие. Кроме того, у решения существует несколько значимых преимуществ, по сравнению с другими продуктами, доступными на рынке на рынке:

  • ПО распространяется бесплатно;
  • ПО является официальным решением, рекомендуемым Минкомсвязи России;
  • ПО регулярно обновляется и поддерживает большинство нововведений, реализуемых в СМЭВ;
  • ПО не связано с отдельным вендором (интегратором), имеет подробную документацию и может поддерживаться различными коммерческими компаниями, а также силами штатных специалистов организации.

Тем не менее, в ходе практического использования Адаптера СМЭВ обнаруживается ряд существенных недостатков. Некоторые замечания, отмеченные коллективном Хемуль IT в статье «Реализация СМЭВ-проекта на базе бесплатного адаптера СМЭВ», были оперативно исправлены разработчиками. Другие были пропущены. Наконец, в очередном обновлении Адаптера был изменен тип и структура СУБД, что существенно ограничило возможности администрирования и доработки решения.

В результате, с точки зрения пользователя текущая реализация Адаптера СМЭВ обладает следующими недостатками:

  • отсутствие расширенных инструментов фильтрации и поиска по реестрам запросов;
  • отсутствие функционала для реализации бизнес-логики – формирования групп
  • отсутствие функционала конфигурации карточек запросов, вынуждающее пользователя при отправке запроса заполнять техническую информацию, вплоть до идентификатора запроса в СМЭВ;
  • невозможность параллельной работы пользовательского интерфейса (UI) и программного (API) интерфейсов Адаптера СМЭВ;
  • отсутствие документации для работы с СУБД H2;
  • сложности с разграничением прав доступа к функционалу Адаптера СМЭВ.

Для устранения выявленных недостатков командой проекта Хемуль-IT был разработан Универсальный интерфейс (General Interafce, GI) Адаптера СМЭВ. Универсальный интерфейс – оболочка, реализующая расширенный функционал пользовательского и программного интерфейса, и взаимодействующая с Адаптером СМЭВ посредством стандартного web-сервиса и обращения к недокументированным возможностям СУБД.

Описание Универсального интерфейса

Универсальный интерфейс Адаптера СМЭВ реализует пользовательский и программный интерфейс, позволяющий упростить работу с Адаптером СМЭВ Минкомсвязи России. Интеграция модуля «Универсальный интерфейс» с базовым решением осуществляется через стандартный API Адаптера СМЭВ.

Универсальный интерфейс обладает следующим функционалом:

  • гибкая настройка бизнес-логики обработки запросов, включая массовые запросы, последовательные запросы, запросы по расписанию;
  • формирование упрощенных карточек запросов и автоматическое заполнение технической информации в запросе (мнемоника, uuid, timetsmp) — для отправки запроса пользователю остается заполнить только содержательную информацию;
  • возможность создания в системе реестров и карточек объектов, объединяющих данные направляемые/получаемые из СМЭВ – например, если можно создать объект «организация», добавить в карточку объекта значения ИНН и ОГРН и направлять запросы в ФНС по данной организации кликом на одну кнопку;
  • настройка внешнего вида реестров запросов путем выбора набора колонок (атрибутов) в строке записи, изменения количества и последовательности колонок;
  • фильтрация записей в реестре запросов, в т.ч. по нескольким признакам;
  • поиск записей в реестре запросов, в т.ч. по сложным условиям;
  • собственная реализация программного интерфейса, поддерживающая параллельную работу UI и API;
  • авторизация и разграничение прав доступа пользователей – каждый пользователь может просматривать/ создавать/ редактировать только доступные для него запросы и объекты;
  • управление пользователями (создание, редактирование, настройка прав доступа);
  • визуализация процесса обработки запросов в СМЭВ – графический и визуальный мониторинг статусов обработки запросов в СМЭВ;
  • система уведомлений о событиях (получение запроса, поступление ответа на запрос).

Примеры функционала Универсального интерфейса

Пользовательский интерфейс

Пользовательский интерфейс (UI) Универсального интерфейса имеет серверную реализацию, доступен через интернет-браузер и не привязан к конкретному АРМ. При корректной настройке сети UI может быть доступен из любой точки мира. Решение не имеет ограничения на количество пользователей.

Для начала работы с UI Пользователь проходит по ссылке, содержащей адрес системы в сети, и попадает на страницу авторизации. Авторизация осуществляется по связке «логин-пароль». В последствии будет добавлена возможность авторизации по ЭЦП и двухфакторная авторизация.

Авторизация универсальный интерфейс
Пример окна авторизации

Регистрация новых пользователей производится Администратором.

Структура UI состоит из нескольких функциональных блоков:

  • набор взаимосвязанных реестров для обработки СМЭВ-запросов;
  • блок администрирования пользователей;
  • блок мониторинга обработки СМЭВ-запросов.
Реестры

Реестр представляет собой набор записей одного типа (например, набор входящих запросов СМЭВ). Реестр отображается в виде таблице, в которой каждой строке соответствует отдельная запись, а в колонках отображается информация из записи. Из реестра можно перейти в карточку существующей записи или создать новую запись (например, новый запрос МЭВ).

Реестр СМЭВ
Пример реестра запросов СМЭВ

Каждый реестр поддерживает функционал:

  • поиск по всем записям, поиск по колонке (отдельному атрибуту всех записей), поиск по нескольким колонкам или условиям;
  • сортировка по колонкам;
  • настройка набора и последовательности отображаемых колонок.

Любой реестр может быть выгружен пользователю в формате csv или xls. При этом результат выгрузки будет учитывать заданные пользователем настройки отображения колонок, а также результаты поисковых запросов, сортировки или выборки.

Универсальный интерфейс может содержать произвольное число реестров. Базовыми реестрами являются «Реестр входящих запросов СМЭВ» и «Реестр исходящих запросов СМЭВ». Кроме того, можно создавать реестры произвольных объектов – например, реестр организаций.

В карточке реестра отображается подробная структурированная информация о записи. Например, в карточке запроса СМЭВ отображается информация:

  • содержательные данные из полей запроса (ИНН, ФИО, СНИЛС и т.д.);
  • содержательные данные полей ответа на запрос;
  • статус обработки запроса в СМЭВ;
  • служебная информация (время направления запроса, автор запроса, время ответа, мнемоника и т.д.);
  • объекты или списки объектов, связанных с запросом (если запрос сформирован по ранее созданному объекту).
Произвольные объекты

Помимо стандартных объектов «входящие запросы» и «исходящие запросы» в Универсальном модуле могут быть созданы произвольные объекты. Произвольные объекты позволяют объединять информацию, необходимую для отправки запросов, или получаемую из ответов.

Реестр организаций
Пример реестра организаций

Например, если Потребитель часто делает запросы по юридическим лицам (ЕГРЮЛ, ЕГРН, задолженность, штатная численность сотрудников и т.д.), целесообразно создать отдельный «реестр организаций». В карточке записи «реестра организаций» будут содержаться:

  • базовые сведения, необходимые для направления СМЭВ-запроса (например, ИНН);
  • кнопки для направления типовых запросов «в один клик»;
  • результаты ответов по всем запросам в отдельных блоках;
  • информация о времени последнего обновления каждого блока информации;
  • ссылки на перечень всех связанных с организацией СМЭВ-запросов.
Направление СМЭВ-запросов

Направление СМЭВ-запроса возможно одним из двух способов:

  • в реестре запросов СМЭВ выбрать тип запроса, внести в карточку запроса содержательную информацию и подтвердить отправку запроса;
  • в карточке произвольного объекта (организация, человек и т.д.) нажать на кнопку соответствующего запроса.
Карточка запроса СМЭВ
Пример карточки запроса СМЭВ

После того как запрос отправлен в карточке запроса и в реестре отображаются статусы его обработки. По получении содержательного ответа на запрос (responseresponse) Пользователь получает уведомление.

Содержательный ответ в зависимости от вида сведений может быть представлен в виде информации в поле карточки или в виде приложенного файла.

Ответ СМЭВ
Пример ответа на СМЭВ-запрос
Администрирование пользователей

Блок администрирования пользователей состоит из двух разделов:

  • создание пользователя или группы;
  • управление ролями.

Раздел создание пользователя или группы представляет собой древовидную структуру, в которой доступен функционал:

  • создание групп и подгрупп;
  • включение пользователей в группы и подгруппы.

Для создания пользователя необходимо указать ФИО, логин, пароль и адрес электронной почты для рассылки уведомлений.

В разделе управления ролями осуществляется назначение группам, подгруппам и пользователям ролей для работы в Универсальном интерфейсе.

Существует два типа ролей: «администратор», «специалист службы поддержки» и функциональные роли. Пользователь с ролью «администратор» имеет доступ к функционалу управления пользователями. Пользователь с ролью «специалист службы поддержки» имеет доступ к разделу мониторинга СМЭВ-запросов.  Функциональные роли предназначены для конечных пользователей решения и дают право на просмотр / редактирование / создание записей в определенных реестрах. Если у пользователя нет прав на просмотр реестра, соответствующий реестр не отображается в его интерфейсе.

Мониторинг обработки СМЭВ-запросов

Раздел мониторинга запросов СМЭВ представляет собой дашборд, содержащий блоки с графической информацией:

  • о текущем состоянии и работоспособности отдельных элементов Универсального интерфейса и Адаптера СМЭВ;
  • о статистике обработки запросов на стороне решения и в СМЭВ
  • лог взаимодействия Адаптера со СМЭВ, обновляемый в реальном времени.

Информация представлена в виде графиков, гистограмм и флажков-индикторов.

Статистика обработки запросов представлена в разрезе отдельных видов сведений.

Мониторинг обработки СМЭВ-запросов реализован на недокументированных функциях СУБД H2 (реализованы Минкомсвязи по запросу заказчиков Хемуль IT). Функционал может использоваться службой технической поддержки (IT-департаментом) организации для контроля работоспособности инфраструктуры СМЭВ и оперативного решения возникающих инцидентов.

Функционал мониторинга обработки СМЭВ-запросов обладает следующими преимуществами (по сравнению с использованием стандартных программных решений):

  • оператор службы технической поддержки видит только информацию о запросе, но не его содержание, таким образом, решается проблема защиты персональных данных, содержащихся в сообщениях, передаваемых посредством СМЭВ;
  • в разделе отображается расширенный список статусов обработки СМЭВ-запросов, в том числе информацию о том, что запрос был получен Поставщиком данных;
  • в разделе отображается информация по всем ключевым параметрам работы инфраструктуры СМЭВ;
  • осуществляется визуализация общей статистики взаимодействия через СМЭВ за заданный период времени.

Программный интерфейс

В настоящий момент программный интерфейс реализован на базе файлового обмена. В папку «in» поступают файлы с данными СМЭВ-запросов, сгенерированные внешней интегрируемой информационной системой. В папку «out» выкладываются полученные ответы для внешней ИС.

Поступающие посредством API запросы могут отображаться в пользовательском интерфейсе решения.

Преимущество решения по сравнению со стандартным api Адаптера СМЭВ заключается в том, что внешняя информационная система может передавать в Универсальный интерфейс файлы любого формата и содержания. Главное, чтобы в них содержалась информация:

  • о типе запросе или виде сведений, к которому направляется запрос;
  • содержательная информация для запроса;
  • идентификатор запроса.

Разбор и преобразование полученного файла в формат СМЭВ-запроса осуществляется на стороне Универсального интерфейса. Аналогичным образом, при получения ответа на запрос из СМЭВ Универсальный интерфейс преобразует его в формат, удобный для обработки во внешней информационной системе.

Таким образом, обеспечивается интеграция бесплатного Адаптера СМЭВ с любой информационной системой пользователя: 1С, внедрённой CRM, собственной корпоративной ИС предприятия.

Преимущества Универсального интерфейса

Основными преимуществами Универсального интерфейса по сравнению со стандартным Адаптером СМЭВ выступают:

  • расширенный функционал работы с запросами СМЭВ;
  • возможность одновременного использования UI и API решения;
  • расширенный функционал разграничения прав доступа;
  • наличие системы мониторинга статуса запросов СМЭВ;
  • наличие системы уведомлений;
  • максимально гибкий API.

В дальнейшем функционал Адаптера СМЭВ будет доработан, в том числе в части интеграции с системами ЕСИА и ЕПГУ. По вопросам приобретения решения «Универсальный интерфейс» вы моете связаться с любым удобным для Вас способом.

avatar
  Подписаться  
Уведомление о