В материале рассматриваются особенности подключения операторов связи к СМЭВ: нормативно-правовые основания, преимущества СМЭВ в качестве источника данных, оптимальные виды сведений (сервисы) для интеграции, алгоритм подключения, открытые вопросы по методике проведения проверки.
Зачем оператору связи СМЭВ
C 1 июня 2018 года вступили в силу поправки в Федеральный закон «О связи», в соответствии с которыми операторы обязаны проверять достоверность сведений об абонентах (п. 6 ст. 44 ФЗ). При этом под абонентом понимаются:
- физические лица;
- сотрудники юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющиеся пользователями услуг связи.
Перечень проверяемых данных является открытым – в соответствии с требованиями закона в него входят ФИО, дата рождения, а также другие данные документа, удостоверяющего личность абонента или пользователя услугами связи. Логично предположить, что к «другим данным» относятся серия и номер паспорта, дата выдачи, наименование выдавшего органа, информация о прописке, а также статус паспорта (действующий/не действующий).
Проверку требуется проводить как для новых, так и для существующих абонентов и пользователей. Для этого оператору предлагается использовать один из способов:
- предоставление документа, удостоверяющего личность;
- использование данных ЕСИА и ЕПГУ;
- использование усиленной квалифицированной подписи;
- использование системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Также были внесены изменения в соответствующие документы, регламентирующие вопросы доступа организаций к данным ЕСИА, ЕПГУ и СМЭВ. Например, в соответствии с п.23 подраздела 6.1. раздела 6 «Общий порядок предоставления Участникам доступа к СМЭВ» Приложения 3 «Правила и процедуры работы в СМЭВ по Методическим рекомендациям версии 3.Х» Регламента обеспечения предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде в число участников СМЭВ включены операторы подвижной радиотелефонной связи.
Оператором подвижной радиотелефонной связи считается организация, имеющая действующую лицензию Роскомнадзора на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи и включенная в реестре лицензий в области связи.
Далее в статье будут рассмотрены особенности и преимущества использования операторами СМЭВ для проверки абонентов и пользователей услуг связи.
В каких случаях целесообразно использовать дистанционную проверку
Наиболее простым и очевидным способом проверки является предоставление документа, удостоверяющего личность. Однако, существует ряд ситуаций, в которых его применение невозможно:
- Заключение договора с ЮЛ и ИП. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель далеко не всегда могут забрать у своих сотрудников паспорта и принести их на проверку оператору связи.
- Договор с ЮЛ или ИП уже заключен несколько лет назад. За это время, скорее всего, у организации поменялась часть сотрудников, являющихся пользователями корпоративных тарифов.
- Договор с абонентом заключает лицо, действующее от имени оператора связи. Сотрудник третьей стороны может допустить ошибку при заполнении данных абонента или даже намеренно указать неправильные сведения. Проверка достоверности сведений в соответствии с ФЗ «О связи» — это обязанность оператора связи, а не третьей стороны.
- Проверка «подозрительных» абонентов. Применяя аналитические инструменты можно выделить абонентов, которые скорее всего не заключали договор, но пользуются услугами связи. Например, договор на услуги сотовой связи был заключен с иностранцем, однако номер используется в России в течение нескольких лет подряд. Или договор был заключен с пожилым человеком, но номер регулярно используется в течение 20 лет. Обзвонить каждого «рискового» абонента и предложить ему принести паспорт в офис компании – крайне ресурсоемкая задача, также связанная с высокими репутационными рисками.
Во всех указанных случаях наиболее эффективным будет сопоставление данных абонентов и пользователей с информацией, содержащейся в базах данных – то есть дистанционная проверка.
Преимущества СМЭВ над другими инструментами дистанционной проверки
В ФЗ «О связи» предлагаются несколько инструментов дистанционной проверки данных абонента: усиленная КЭП, ЕСИА, ЕПГУ и СМЭВ.
Усиленная квалифицированная подпись – самый сомнительный инструмент. КЭП есть далеко не у всех граждан. Механизм проверки выстроить достаточно сложно. Кроме того, существует много спорных моментов – например, какие удостоверяющие центры считать валидными.
ЕСИА (единая система идентификации и аутентификации) и ЕПГУ (единый портал госуслуг) представляют собой единый инструмент. Для того чтобы пользователь мог получать услуги на ЕПГУ ему требуется учетная запись в ЕСИА. Таким образом, данные в ЕСИА и ЕПГУ дублируются.
По сравнению со СМЭВ у ЕСИА есть ряд существенных ограничений:
- В ЕСИА содержится информация только о тех гражданах РФ и иностранцах, которые получали услуги на ЕПГУ. По статистике Минкомсвязи только в половине регионов России доля граждан, зарегистрировавшихся в ЕСИА превышает 50%. А по Москве и Московской области этот показатель ниже 50%. Кроме того, пользователь в любой момент имеет право удалить из ЕСИА данные своей учетной записи.
- В ЕСИА содержится узкий набор данных о человеке. Например, нет информации о действительности паспорта, редко содержится ссылка на организацию (работодателя).
- ЕСИА – вторичный источник информации. Система получает данные из ведомственных ИС через СМЭВ. Поэтому нельзя гарантировать, что в ЕСИА содержатся актуальные на момент запроса сведения.
- Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) является первичным источником информации о гражданах. В ней доступна подробная информация практически о каждом гражданине РФ.
- В СМЭВ можно получить очень большой объем данных о человеке – от подробных сведений о паспортах и имуществе, и вплоть до содержания медицинской карты и наличия счетов в зарубежных банках.
- СМЭВ это распределенная, динамично развивающаяся система. Объем содержащейся в ней информации постоянно увеличивается, а методы ее получения – упрощаются и унифицируются. Поэтому она является идеальным источником сведений для проведения сложных, многофакторынх проверок абонентов.
Какие виды сведений СМЭВ требуются оператору
Для того чтобы получать информацию из СМЭВ необходимо подключиться к отдельным сервисам (видам сведений) системы. Каждый сервис предоставляет свой набор данных.
- Проверку паспортных данных и факта действительности паспорта осуществляют три вида сведений МВД: первый, второй, третий.
- Данные о факте смерти гражданина на основании сведений ЗАГС предоставляет вид сведений ФНС.
- Чтобы проверить, что гражданин не является безработным, используется вид сведений ПФР.
- Информация о визах и сопутствующие данные иностранных граждан можно получить с использованием вида сведений МИД.
Алгоритм подключения видам сведений СМЭВ
Для получения доступа к видам сведений СМЭВ оператору связи необходимо выполнить следующие действия:
- Заполнить Заявку на присоединение к Регламенту и направить оригинал в Минкомсвязи России, а копию на почту sd@sc.minsvyaz.ru и smev@minsvyaz.ru .
- Приобрести и настроить криптографическое оборудования для работы в СМЭВ в соответствии с документом «Требования к сети передачи данных участников информационного обмена»
- Проверить, чтобы учетная запись ответственного сотрудника в ЕСИА была связана с учетной записью организации-оператора связи.
- Создать в доменной зоне организации ящик smev@домен и направить с него на адрес sd@sc.minsvyaz.ru письмо, в котором содержится просьба предоставить ответственному сотруднику доступ в Ситуационный центр электронного правительства и указываются данные сотрудника (ФИО, СНИЛС, должность).
- Подготовить КЭП организации, которая будет использована при работе в СМЭВ
- Заполнить Заявку на регистрацию Участника и/или информационной системы в СМЭВ 3.0 в трех экземплярах (для тестовой среды СМЭВ, продуктивной среды и среды разработки) и направить ее в Минкомсвязь через Ситуационный центр электронного правительства. К заявке необходимо приложить сертификат КЭП и копию Заявки на присоединение к Регламенту.
- Провести тестирование необходимых видов сведений в тестовой среде (эмулятором)
- Для каждого вида сведений сформировать и подписать Заявку на предоставление доступа к ВС в СМЭВ 3 (в качестве потребителя ВС), отсканировать заявку и направить ее в Минкомсвязь через Ситуационный центр электронного правительства. К заявке необходимо приложить результаты тестирования вида сведений.
- После того как заявка будет одобрена в адрес вида сведений можно посылать продуктивные запросы. Для направления запросов и получения ответов можно использовать бесплатный адаптер СМЭВ.
Вопросы по процессу проверки абонентов
В ФЗ «О связи» и других нормативных документах не содержится требований к процедуре проведения проверки абонента и потребителя услуг. В результате возникает множество вопросов организационного характера:
- Может ли проверка проводиться лицом, действующим от имени оператора связи?
- Требуется ли прекращение предоставления услуг связи в случае, если данные абонента частично валидны, например, в них содержится явная опечатка, пропущен блок информации?
- Требуется ли получать у абонента и пользователей разрешение на проверку данных?
- Из каких источников брать информацию для проверки данных иностранцев?
- Требуется ли проводить повторные проверки? Если требуется, то с какой частотой?
- Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – требуется ли проверять, что пользователь является работником организации, оформлен в штат или осуществляет трудовую деятельность по договору?