Мониторинг СМЭВ: как проверить работоспособность ВС Поставщика данных

В материале рассматриваются методы проверки работоспособности СМЭВ-сервисов (видов сведений) органов власти-Поставщиков данных. Также описывается способ, благодаря использованию которого можно подтвердить факт сбора Поставщиком Вашего запроса из входящей СМЭВ-очереди.

Работоспособность вида сведений СМЭВ

Важность мониторинга СМЭВ-сервисов

Мониторинг работоспособности ВС Поставщика — одна из первых и наиболее важных задач, с которой сталкиваются участники межведомственного взаимодействия. Отказ сервисов — достаточно частое явление. Оно может быть вызвано несколькими причинами:

  • вид сведений в принципе не работоспособен;
  • возникли временные сбои в связи с отказом инфраструктуры или проведением технических работ;
  • вид сведений направляет ответы, которые не проходят проверку на стороне СМЭВ.

Второй и третий случаи имеют наиболее пагубные последствия для Потребителя данных. Пользователи систем межведомственного взаимодействия достаточно быстро привыкают к тому, что ответ на СМЭВ-запрос приходит в конкретные сроки. Если после продолжительной бесперебойной работы вид сведений неожиданно отказывает на стороне Поставщика, и ответы на запросы не приходят в ожидаемый («обычный») срок, пользователи ИС Потребителя начинают беспокоиться и вместо ожидания регламентных 5 дней заваливают свою службу поддержки сообщениями об инцидентах.

Для того чтобы избежать этой ситуации службе поддержки ИС Потребителя данных, а также понечным пользователям данной системы необходимо обладать полной и достоверной информацией о том, на какой «стадии обработки» находится их запрос.

Для СМЭВ 2 на Технологическом портале существовал специальный инструмент отслеживания доступности сервисов. ИТ-специалист или рядовой пользователь могли в режиме близком к реальному времени просматривать эту информацию. И если сервис становился недоступен — для пользователя это значило, что «на той стороне что-то сломалось, нужно подождать, Поставщик скоро все починит, и ответ придет». С переходом на СМЭВ 3 бессмысленным стало само понятие доступности вида сведений. При условии, что очередь запросов Потребителя не заполнена, запросы уходят в СМЭВ всегда. Но как понять дальнейшую судьбу запроса? И как в случае необходимости доказать Поставщику, что он получил запрос, но не ответил на него?

В материале будут рассмотрены следующие способы проверки работоспособности внешних (чужих) видов сведений:

  • проверка факта вывода ВС в продуктивную среду;
  • проверка факта запуска сервиса;
  • проверка факта сбора Поставщиком запроса из очереди СМЭВ-запросов.

Проверка вывода вида сведений в продуктивную среду

Проверка выполняется достаточно легко по одному из двух сценариев.

Первый вариант — перейти к списку видов сведений на Технологическом портале СМЭВ, указать опцию «Продуктивная среда» и провести поиск по названию ВС. Если сервис нашелся — все хорошо.

Второй вариант — на главной странице Технологического портала найти ссылку на документ с названием «Статус ВС», скачать документ, найти в нем запись о нужном виде сведений и проверить в записи дату вывода сервиса в продуктивную среду.

Второй способ является более предпочтительным, так как в записи о виде сведений содержится много дополнительной полезной информации. Например, если сервис выведен только в тестовую среду — можно сравнить дату вывода с текущей. Как правило, срок между выводом ВС в тест и продуктив составляет до трех месяцев. Если разница составляет более 9 месяцев — скорее всего, ВС так и не заработает.

Проверка реальной работоспособности вида сведений

Может сложиться ощущение, что признаком работоспособности ВС является наличие у него потребителей в продуктивной среде. Однако это не так. Достаточно часто встречается ситуация, при которой ведомство получает доступ к сервису в проде, делает несколько пробных запросов, остающихся без ответа, и прекращает межведомственное взаимодействие, при этом формально оставаясь в числе потребителей.

Если вид сведений работоспособен — значит к нему ежемесячно поступает множество (более 10) запросов в продуктивной среде. Статистику по числу запросов к ВС можно найти в документе «Единый отчет по СМЭВ». Он публикуется в Ситуационном центре электронного правительства по адресу «Опубликованные отчеты» => «СМЭВ» => «Единый отчет по СМЭВ» => «СМЭВ. Единый отчет по СМЭВ: [id] Отчёт №6_СМЭВ_Единый отчет по СМЭВ_[date]». Документ публикуется ежемесячно и содержит статистику запросов по всем видам сведений.  В данном отчете выделен специальный раздел «невостребованные сервисы», в котором отражаются данные о сервисах без запросов.

Таких «невостребованных» сервисов достаточно много, они встречаются у ФТС, МВД, МИДа, Минкультуры, Минкомсвязи и у других ведомств. Например:

  • Сведения о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП)
  • Оформление и выдача паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации
  • Информация о нарушениях ПДД
  • СНИЛС по данным лицевого счета
  • Запрос изменений значений показателей из ГАС «Управление»
  • Нормативы запасов топлива
  • Сведения о разрешении на строительство
  • и др.

Проверка доставки запроса до Поставщика

В СМЭВ предусмотрена возможность получения уведомлений о факте сбора Поставщиком запросов из очереди. Данная опция прописана в п. 10.12.3 «Правил и процедур работы в ЕСМЭВ по Методическим рекомендациям версии 3» и сформулирована как «Подключение уведомлений о доставке сообщений до получателя в соответствии с МР версии 3.х п 6.1».

Для активации опции необходимо написать соответствующий запрос в Ситуационный центр электронного правительства, указав наименование Потребителя и мнемонику ведомственной ИС.

После подключения опции по факту сбора Поставщиком запроса из очереди в систему из СМЭВ будут приходить сообщения формата:

<status>OTHER</status>
<details>Сообщение помещено в очередь к получателю, 18:22 28-06-2018</details>

Эти сообщения можно обрабатывать и показывать пользователю в виде отдельного статуса обработки СМЭВ-запроса.

Статусы запросов СМЭВ

В начале статьи поднята проблема необходимости информирования конечных пользователей информационных систем Потребителя о работоспособности видов сведений и статусах обработки запросов. Подробно используемая авторами система мониторинга и оповещения о работе СМЭВ будет рассмотрена в отдельной статье. В данном материале перечислим только наиболее важные, с точки зрения авторов, статусы обработки СМЭВ-запроса, которые должны показываться пользователю (отправителю запроса):

  • «Черновик» — запрос сформирован целиком или частично, но еще не передан Пользователем на отправку;
  • «В очереди на отправку» — запрос передан пользователем на отправку и проходит обработку в системе (создание СМЭВ-конверта, подписание ЭП, отправка в СМЭВ). Также этот статус получают запросы, которые СМЭВ пока отказывается принимать (например, из-за переполнения очереди в связи с большим количеством направляемых запросов), и они висят «в отправке»;
  • «Ошибка отправки» — запрос не был отправлен из-за системного сбоя или не прошел проверку на стороне СМЭВ;
  • «Передано в СМЭВ» — запрос передан в СМЭВ, получен индикатор запроса в СМЭВ (SMEV ID);
  • «Получено Поставщиком» — Поставщик данных забрал запрос из очереди;
  • «Получен ответ» — получен ответ на запрос от Поставщика данных;
  • «Истекло время ожидания ответа» — отсутствует ответ от Поставщика данных в течение 5 дней.

Таким образом, если пользователь видит сообщение в статусе «Получено поставщиком», на которое слишком долго по его мнению (ощущениям) не приходит ответ, он может самостоятельно связаться с ответственным на стороне Поставщика, передать ему SMEV ID запроса и укорить долгой обработкой запроса. В свою очередь, Поставщик уже не может сказать, что не получал запрос, что сообщение «затерялось где-то в СМЭВе».

Также в нашей практике несколько раз встречалась ситуация, когда проверку на стороне СМЭВ не проходил ответ Поставщика. В этих случаях наличие информации, подтверждающей факт сбора запроса Поставщиком из входящей очереди СМЭВ, позволяло оперативно локализовать и решить проблему «слишком долгого ожидания ответа».

3 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
AnthonyG
AnthonyG
5 лет назад

Автор, спасибо за статью! Особенно, за информацию о возможности получения уведомлений о факте сбора Поставщиком отправленных ему запросов. Не знал, возьму на заметку